Открой новые возможности!

Счастье - когда нас понимают

 

Новый материал в рубрике ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

 

В наше время развитых технологий существует огромное количество способов найти и получить ту или иную информацию. Появляется все больше разнообразной литературы. Практически каждому доступен Интернет. И стоит ли говорить о телевидении, прессе, радио! Мы привыкли к обилию информационного потока. Это наша жизнь. При этом, получая гигабайты информации каждый день, самым интересным и полезным оказывается обсуждение этой информации – общение! Кстати, через психологию общения человек получает еще больше информации, чем через СМИ. И благодаря речи обогащает свои знания.

 

"Люди видят то, что хотят видеть; слышат то, что хотят слышать; верят в то, во что хотят верить и отказываются верить в то, что им не нравится" (Скилеф).


Общение сейчас принято называть модным словом – коммуникация (от латинского communicare - делать общим, связывать, общаться). Умение общаться или коммуникативность играет большую роль в жизни каждого человека – на работе, в семье, среди друзей. В любом общении – деловом, личном, в публичных выступлениях - важным аспектом является понимание. Ведь, если нас не понимают, фактически мы говорим зря.

 

Приведу курьезный пример недопонимания.

Французский писатель Виктор Гюго однажды отправился за границу.

– Чем вы занимаетесь? — спросил у него жандарм, заполняя специальную анкету.

– Пишу.

– Я спрашиваю, чем добываете средства к жизни? — уточнил свой вопрос пограничный страж.

– Пером.

Так и запишем: «Гюго — торговец пером», — удовлетворенно сказал жандарм.

 

Со всеми нами порой случаются подобные истории. Так давайте разберемся, почему же нас иногда не понимают окружающие!

В основах непонимания лежат так называемые информационные барьеры. Для начала дадим простое определение: информационный барьер – это преграда, мешающая принять нужную информацию. Барьеры оказывают большое влияние на полноту передаваемых сведений.

 

Также читайте о том, как лучше всего сделать коррекцию зрения. Контактные линзы - оптимальное решение проблемы. 

 

Американский социолог Г. Лассуэл предложил такую модель процесса коммуникации:

1. Кто - коммуникатор (оратор - тот, кто передает и формирует сообщение).

2. Что - сообщение (информация).

3. Как - способ передачи сообщения, канал.

4. Кому - аудитория, которой адресуется сообщение.

5. Зачем - с каким эффектом, эффективность (чего желаем добиться?).

 

Согласно этим 5 элементам и предлагаю разобраться в причинах непонимания.

 

Кто.

Оратор внешним видом, поведением и речью не вызывает доверия. Например, если слушатели – дети, и вы предстали перед ними в строгом темном костюме. Всем своим видом показываете холодность и говорите заумными словами. Они будут вас слушать, но скорее от страха, и понимания не получится.

Решение: научиться использовать приемы, располагающие к себе аудиторию. Строить речь, вызывающую доверие.

 

Что.

Невнятная, тихая, монотонная речь. Когда оратор монотонно «бубнит себе под нос», кажется, что он даже сам себя не понимает.

Решение: речь должна быть четкой, громкой и хорошо поставленной.

 

Нет логики и полноты информации. Когда в речи потеряна логическая цепочка, человек начинает додумывать или придумывать недостающую информацию самостоятельно.

 

В начале первой мировой войны британский офицер, проходив­ший службу в Африке, получил депешу от командования: "Объяв­лена война. Арестуйте всех врагов в вашем районе ". Спустя несколько дней офицер отрапортовал: "Арестовал семерых немцев, троих американцев, четверых испанцев, пятерых французов, одного аргентинца и одного русского еврейской на­циональности. Срочно сообщите, с кем мы находимся в состоя­нии войны ".

Решение: всегда четко знать к чему ведем слушателя, не уводить слушателя от цели речи, научиться соединять начало речи с замыслом и логически подводить к выводу. Давать полную информацию, избегать обрывочных неполных сведений.

 

Нет образности, эмоционального запечатления. Речь наполнена только логикой, цифрами, доказательствами. Такую речь называют сухой. Очень важно учитывать, что не все люди мыслят с помощью логики. Есть еще образное мышление.

Решение: обогащать речь примерами (собственными, соседей, известных людей), афоризмами, анекдотами, притчами. Избегать монотонности и сухости.

 

Как.

Оратор говорит слишком быстро. Удивительно, но это играет большую роль в понимании. Слушатели могут просто не успевать за его мыслью. Сознание быстро перегружается и аудитория либо отвлекается, либо засыпает.

 

Оратор говорит слишком медленно. Слушатели  успевают додумывать его мысли до того, как он их произносит. Им становится скучно, и они находят себе какое-нибудь развлечение, перестают слушать.

Решение: скорость речи должна быть средней, примерно 120 слов в минуту.

 

Очень длинные предложения. Оратор использует сложные обороты с большим количеством соединительных слов в одном предложении: «ибо», «потому что», «так как» и другие. Такая речь не запоминается и теряет смысл для слушателя. Человек не успевает проследить за большим количеством оборотов.

Решение: необходимо максимально упрощать речь. Предложения должны быть короткими, от 5 до 9 слов. Если не получается упростить предложения, можно разделять их смысловыми паузами.

 

Речь носит анонимный характер. Постоянное употребление в речи анонимов «она», «они», «оно» приводит к непониманию. Слушатели перестают понимать кто такие «они» и почему «оно» «с кем-то» «как-то» «где-то».

Решение: называйте вещи своими именами. Употребляйте названия, имена. Обозначайте место, происходящих событий. Персонифицируйте предметы.

 

Кому.

Забыли про аудиторию. Иногда бывает и такое. Оратор увлекся своей речью, с жаром и пылом говорит и не замечает, как ведет себя аудитория. Не видит, слушают его или нет, понимают или нет.

Решение: наладить контакт с аудиторией, быть на «одной волне». Вести речь с помощью диалога с аудиторией. 

 

Тема и способ подачи информации не близки аудитории. 

В лесу известны все дела:

Орлу на уровне орла,

Грачу на уровне грача,

Сычу на уровне сыча.

А что там знает воробей,

Не представляю, хоть убей!

Решение: говорить на языке, привычном для слушателя. Принцип подобия.

 

Зачем. 

Нет или забыта цель речи. Речь всегда носит какой-то замысел, цель. Ведь мы говорим не просто так, а для чего-то. Очень важно не забыть об этом во время выступления. Например, лектору в университете необходимо прочитать лекцию, обучить. Студентам она кажется скучной, и они легко уводят преподавателя от темы разнообразными «невинными» вопросами. Казалось бы, всем хорошо, но лекция не прочитана и цель не достигнута.

Решение: не распыляться. Если пришли агитировать – агитируйте, убеждать – убеждайте! Набросайте предварительно план речи и старайтесь его придерживаться.

 

Итак, общение, общение и еще раз общение! Постарайтесь учитывать все эти пять элементов в своей речи и вас всегда поймут! Вы сможете достучаться до сознания слушателя и добиться речью желаемого результата. Учитесь говорить красиво. Учитесь говорить профессионально. У Вас все получится!

 

Наталья ПОВСТЯНАЯ, Учебно-психологический центр «Живое слово».

Запись на курс «Ораторское искусство» по телефонам:

788-86-15; 788-45-59; 063-249-83-02.

Похожие новости
Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.