Открой новые возможности!

Олег Скрипка: «Выбирай то, что тебе нравится»

 

Олег Скрипка – образец энергичности и креативности. Такой себе «вечный двигатель» в украинской культуре. За несколько лет он сумел расширить свою творческую лабораторию от границ самой улетной украинской рок-группы «Воплі Відоплясова» до масштабов нескольких музыкальных фестивалей. Скрипке удается работать упорно и плодотворно. Лидер «ВВ» - вулкан на сцене, но в общении внимательный, интеллигентный, тактичный человек. Его искренность обезоруживает и подкупает. И очень поражает то, как тонко и глубоко он чувствует все, что происходит вокруг – в зале, в городе, в стране и в мире в целом. С ним можно говорить на любые темы, и на все у него есть личное мнение.

 

ДОСЬЕ

Олег Юрьевич Скрипка родился 24 мая 1964 года в Советабаде (Таджикская ССР) – украинский музыкант, лидер группы «Воплі Відоплясова», поэт, актер, вокалист и общественный деятель. Отец – врач радиолог, мать – учительница.

Детство Олега прошло в Таджикистане, а в 1972-м семья переехала в Мурманскую область. Однако получать специальное образование Скрипка поехал в Киев, в политехнический институт. В 1987-м году пошел работать на завод «Квант» инженером и в то же время создал группу «ВВ». Очень скоро группа стала членом киевского рок-клуба, получила первую премию на киевском рок-фестивале «Рок-парад».

В 1990 году «ВВ» уезжает в турне по Франции и Швейцарии. Его успех был настолько ошеломительным, что Скрипке предложили остаться за границей. Шесть лет он творил за пределами родины, но все же вернулся, в уже новое молодое государство. С тех пор Олег Скрипка – один из символов украинского культурного этно-пространства. В 2004-м основал международный фестиваль «Країна Мрій». А в 2005 году ему присудили звание Народного артиста Украины, но Олег отказался по политическим мотивам. Массовое присуждение звания было приурочено к 14-летию Независимости Украины. В 2010 году Олег Скрипка стал кавалером французского Национального ордена Заслуг. Награду вручил посол Франции в Украине.

Снимался в телефильмах «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Золушка», «Доярка из Хацапетовки», а также в российском кинохите «День радио».

Первая жена француженка Мари Рибо, прожили 7 лет. Сейчас гражданським браком живет с Натальей Сыдь. Сыновья — Роман (7 лет) и Тарас (4 года). Дочь Лиза (2 года).

Знает украинский, русский, французский, английский и испанский язики. С детства катается на горных лыжах.

 

- Олег, Вы получали радиотехническое образование. А когда пришло увлечение музыкой?

- У каждого человека есть, как минимум, два плана: внешний и внутренний. Наверное, когда я был студентом, мой "внешний человек" хотел работать инженером, ученым, а внутренний -  склонялся к творчеству и мечтал стать артистом. По молодости я никогда не озвучивал свою мечту и всерьез о профессиональной карьере музыканта не задумывался. Примерно в 24 года вдруг осознал, что не просто хочу быть артистом, а должен - потому что у меня есть способности. Именно тогда начал заниматься музыкой профессионально и осмысленно.

 

- В чем секрет успеха группы, которая отметила в прошлом году свое 25-летие?

- Время было другое. Если бы мы возникли недавно, то не заняли бы такую позицию, как в 80-х годах. Просто в нашей стране произошло то, что я называю культурной катастрофой. Классическая музыка, джаз, рок и тому подобное, отошли на второй план. Хорошая профессиональная музыка, к сожалению, менее популярна, чем некачественная. Сотни талантливых музыкантов не реализовываются. А я хотел бы, чтобы такая музыка жила и развивалась. Мне, как культурному человеку, больно слушать то, что звучит в эфире, в том числе украинское. Но когда-нибудь люди устанут, и произойдет переломный момент. Так было в буржуазном обществе 60-х, когда возник рок-н-ролл и рок.

 

- Думали над тем, как бы сложилась жизнь, если бы Вы не вернулись из Франции?

- Думаю, что я снимался бы в кино, играл бы в театре – я к этому стремился. В музыке я, скорее всего, кроме "ВВ", которое бы я продолжал, и записывал диски, сделал бы этнический проект - то, что называется World Music. Там были бы мексиканцы, бразильцы, африканцы. Я в таких тусовках уже находился, в разных коллективах играл. Даже, наверное, сделал бы карьеру и с таким коллективом приезжал бы в Украину.

 

- Какие впечатления у Вас остались от проекта «Голос країни»? 

- Самое главное - это был для меня культурный шок. Насколько высокий уровень певческого потенциала в нашей стране! Безумный! Я не ожидал такого. Вы только подумайте, сколько людей еще не проявило свои таланты! Здесь действительно не хватает продюсерской работы, каких-то мощностей и внимания именно на наше богатство, которое у нас есть. Слава богу, благодаря этому проекту люди узнают о красивых исполнителях, и, я думаю, что ситуация существенно изменится в музыкальном мире Украины после этого проекта. Конечно, я получал удовольствия от работы со своими подопечными. Я изначально не определял в своей команде фаворитов. Когда я выбрал 14 человек, естественно, отвечал и головой, и сердцем за каждого из них. Я верил в них, потому что они очень хорошие и люди, и исполнители. Они все совершенно разные. Например, Игорь Петров - рок-н-рольщик. По крайней мере, в Украине более сильного рок-н-рольного вокала я еще никогда не слышал. Леся Киричук  - у нее просто лучший романсовый голос, который я слышал. На грани оперного и эстрадного - то есть то, что надо. У Кристины Ковалевой очень сильный джазовый вокал. Элла Фицджеральд по сравнению с ней просто нервно курит в сторонке… У Назара Савко классический вокал украинской эстрады с огромным диапазоном и потенциалом. К тому же он еще и автор - сам пишет музыку. Василий Жадан – очень талантлив, артистичен, умеет в себя влюбить, всех околдовать.

 

- Довелось читать, что Вы не разделяли систему подсчету голосов на проекте…

- Я никогда не буду соглашаться с искусственными рейтингами, которые неизвестно кто и по каким признакам составляет. Увы, на проекте это было. Какая-то сторонняя фирма подсчитывала, насколько рейтинговый тот или иной исполнитель. Но, к сожалению, такие реалии современного телевидения.

 

- Вы бы сами, будучи молодым артистом, пошли бы на такой конкурс?

- Да, в мое время ничего такого там и близко не было. Но даже и будь что-то подобное - я бы ни к кому никуда бы не пошел. Я был совершенно другим человеком - оппортунистом, альтернативщиком. Да и вообще, мне конкурсы с детства не нравились. Не люблю соревноваться, не люблю проигрывать, не выношу этого напряжения. Мне нравится выступать в атмосфере психологического комфорта. По моему мнению, артист должен быть один на сцене. Он эгоцентричен, он один-единственный, кого в данный момент должны любить зрители. А тут получается, кроме него есть еще много других, которых должны отсеять…

 

 

- Знаю, что Вы очень резко относитесь к попсе и к ее позициям на рынке. Практически не смотрите телевизор. Но разве не имеет право на существование то, что пользуется спросом у аудитории?

- Право на существование имеет все. Другое дело, что эти права должны быть у всех одинаковы. Современное телевидение, шоу-бизнес – это лишь машины по зарабатыванию денег. Поэтому они и преподносят нам на блюде то, что, как говорят, «пипл хавает». Но мне лично обидно, что телевизионщики зрителей даже за людей не считают - лишь "пиплом", а его культурное восприятие - "хаванием". Еще и меру измерения ввели: "пиплметры", слышали? Отсюда и все производные от ТВ: то, что крутится по телевизору, оно и слушается. Это проблема дистрибуции, и клановости ТВ. В принципе, если ты обладаешь телеканалом, или ты обладаешь дистрибуцией, ты формируешь пипл. Наше общество, наши люди слушают и употребляют то, что построено по своему разумению небольшим количеством людей. Но ТВ – это, прежде всего, общественно-ответственный бизнес. Почему об этом постоянно умалчивают? ТВ в нормальной стране должно иметь определенную политику – например, политику поддержки национального производителя, будь то промышленность или искусство, пропаганды здорового образа жизни и высокой культуры. У нас очень много реально талантливых людей, которые не имеют доступа к ресурсам, чтобы показать себя аудитории - кто-то определил, что они «не в формате». Я не смотрю лет пять телевизор. И повода смотреть его у меня не появляется. И все меньше культурных людей ТВ смотрит. Культурный человек сегодня - это тот, кто не смотрит телевизор. Думаю, что владельцам телевизионных каналов, есть над чем призадуматься. Уверен, что очень скоро будет революция на телевидении. Появятся новые цифровые каналы, все будет дешевле. Постепенно исчезнет определенная монополия, появятся разные хозяева, олигархи не смогут диктовать свои условия на музыкальном рынке. Соответственно, альтернативная, джазовая, классическая, фольклорная, экзотическая музыка появятся свободно в эфире.

 

- Какой бы Вы хотели видеть Украину?

- Такой как наша "Країна мрій", где все поют и танцуют, мастерят и общаются. Питались бы только экологически чистыми национальными продуктами, жили бы 150-160 лет. Не ходили бы в супермаркет. И супермаркетам бы пришлось нас заманивать не синтетикой, а чем-то более качественным. Почему люди в большинстве своем грустные? Они думают, что они зависимы от внешнего мира. А когда ты сам стаешь доминантой, то выбираешь то, что тебе нравится – и грусть проходит. Все знают, что в общественном транспорте грубят, крутят шансон, но все равно ездят. Стройте свою жизнь так, чтобы не пользоваться общественным транспортом и не слушать шансон.

 

- Кстати, Вы довольны тем, как развивается фестиваль "Країна мрій"?

- О развитии очень сложно говорить, потому что каждый год я его провожу ценой неимоверных усилий. Очень часто вкладываю свои личные средства. Помощи особо ждать неоткуда. Я счастлив, что популярность фестиваля растет. «Країна мрiй» каждый год открывает 2-3 новых коллектива. Все рок-музыканты «кучкуются» вокруг нас. Для того чтобы получить опыт, консультацию, не надо ехать за границу. Ребята просто приезжают к нам и здесь общаются с людьми, которые делают передовую музыку не только в Украине, но и в мире.

 

 

- Вы - альтруист?

- Я не альтруист. Просто каждому свое. Я трачу свои заработанные деньги на этнические рок-фестивали, а кто-то покупает, допустим, «Роллс-Ройс». У людей разные удовольствия. Опять же, кто-то вкладывает деньги в то же «Евровидение» и думает, что он помогает украинской культуре. Или в «конкурс для детей, которые потом научатся петь». В блестящих трусах. Под фанеру. И таких «конкурсов» у нас очень много.

 

- Что для Вас самое ценное в жизни?

- Общение. Желательно с добрыми и творческими людьми. Моя формула проста: чем качественнее общение, тем лучше жизнь, тем человек счастливее. А потом уже антураж: быт, питание, творчество, работа. Все идет от общения.

 

- Что цените в других?

- Искренность. В последнее время многие люди научились манипулировать. Это сразу чувствуется и очень неприятно. Ведь мы живем ради общения. Иногда кажется, будто складываются душевные доверительные отношения, а потом вдруг понимаешь, что тебя включили в определенную схему и ты просто являешься средством для достижения чужой цели. По этой причине круг моих знакомых довольно узкий, но это проверенные, надежные люди, которым можно доверять.

 

- Где-то прочитала, что человечество становится более экстравертным, то есть рождаются люди более активные в коммуникации. Вы тоже к ним относитесь?

- Нет, по природе я интроверт. В детстве у меня была большая проблема общения с любой группой более пяти человек. Но давно работаю над собой, стараюсь развивать в себе и качество экстраверта. Мир действительно становится более экстравертным. Вот только в Украине это мало ощущается – украинцы по своей натуре интроверты. В сравнении с европейцами или даже теми же россиянами. Потому мы так все долго терпим, молчим и ничего не делаем.

 

- Вы стали отцом впервые в зрелом возрасте. Так и планировали?

- Прочитал одну умную книжку на эту тему. Там написано, что раньше люди жили не так, как мы. Да, люди рожали детей в молодом возрасте, но воспитывали их бабушки и дедушки. Дети детей не воспитывали. На мой взгляд, социальная проблема на сегодняшний день в том, что воспитывают детей в основном незрелые люди. Поэтому я разделяю позицию, что к отцовству и материнству нужно дозреть. Созревшие родители значительно больше могут дать своим детям, и сами получат от своей новой роли больше радости. У меня было именно так.

 

- Говорят, что успех мужчины во многом зависит от того, какая женщина рядом с ним. Согласны с таким утверждением?

- Конечно. Мужчина – охотник, добытчик, воин. И пусть антураж со временем изменился, природа осталась прежней. Миссия женщины – вдохновлять мужчину. Но вдохновлять она сможет, если будет чувствовать его заботу, уважение. Некоторые представительницы слабого пола нынче воспринимают мужчин в качестве толстых кошельков и используют для решения своих проблем. А многие мужчины не готовы любить женщин - они хотят ими владеть, а это разные вещи. Есть грубые прагматики, которые заключают брак по расчету. Мне это не понятно, мягко говоря. Но есть и неизлечимые романтики…

 

- К какой категории Вы относите себя?

- У меня ситуация неоднозначная. Во мне живут два человека: полюбив сердцем, а умом понимая - вместе нам быть невозможно, я прекращу взаимоотношения, не доводя их до драмы или катастрофы.

 

- Чем занимаетесь на досуге?

- Времени мало. В основном читаю научные труды или литературу по фольклору. Готовясь к этнофестивалю "Країна мрiй", разыскиваю информацию о народных обрядах, символике, знакомлюсь с историей культуры и религии.

 

Цитаты Олега Скрипки:


«Клише настраивают наш мозг на определенный лад. А как мы знаем из психологической литературы, мозг часто совершает ошибки. А душа - она всегда знает правду. Но мозг не позволяет ей раскрыться. И как раз искусство, музыка - это ключ, который помогает раскрыться душе, то есть истине».

 

«Артист только тогда становится собственно артистом, когда в нем преобладает мощное чувственное, иррациональное начало. И это чувство над ним довлеет. А «рацио» необходимо, чтобы как-то координировать творчество. Но все равно - в основе творческих прорывов лежит иррациональное начало. Это - самопроявление, самовыражение. Это - в хорошем понимании - «кустарный подход» к изделиям, ручная работа. Пробы, ошибки, поиски. Неуверенность в себе».

 

«Нужно понимать, что мы - последние поколения белой расы. Это конец огромнейшей эпохи. Это империя, которая падет, как когда-то пал Рим. Чтобы белые не делали, все равно китайцы будут делать больше и быстрее. Скоро, все белые ученые будут работать на китайцев. Я как-то наблюдал, как китайские спортсмены прыгают в воду. Выходит белый человек, и ты понимаешь, что весь Шекспир с "Макбетом" у него в душе. Он концентрируется, прыгает, кто-то поборол в себе Шекспира, а кто-то нет. Но брызги все равно пошли. Выходит китаец, он согнулся, прыгнул идеально, никаких брызг, и никакого "шекспира" внутри. И он не робот. Просто у человека нет сомнений».

 

Подготовил Виктор ДЕМЬЯНЕНКО

Похожие новости
Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.