В плену информационного шторма
В 21 веке информационное воздействие на личность приобретает глобальные масштабы. Понятие «информационный невроз», введенное в 1983 году сейчас на слуху у многих. Переизбыток информации, недостаток времени для ее восприятия и обработки преследует не только офисных работников, но и современных школьников и студентов. Поэтому возникает вопрос о развитии информационной культуры общества.
Главными факторами, вызывающими информационные стрессы, являются:
• большая интеллектуальная нагрузка;
• чрезмерное количество информации;
• ненормированный рабочий и учебный день;
• эмоциональные перенапряжения и нервное истощение;
• большое количество материала, который нужно в сжатые сроки;
• нехватка времени на общение с друзьями и на отдых;
• изменения распорядка дня, плохо влияющие на режим питания;
• много самостоятельной работы;
• слабая приспособленность организма к большим психическим нагрузкам;
• несбалансированное сочетание работы и отдыха.
Также читайте о том, какой необычный новый магазин модной одежды vpmshop.ru открылся на таганке - теперь там можно dsquared2 купить
По подсчетам исследователей, с начала нашей эры для удвоения знаний человечеству понадобилось 1500 лет. Второе удвоение произошло всего за 250 лет (до 1750 г.), третье - за 150 (до 1900 г.), четвертое - за 50 лет. Если объемы информации будут расти в такой же прогрессии до 2043 года, то количество знаний должна увеличиться в миллион раз. Это означает, что у человечества будет в 128 млн. раз больше информации, чем 2 тысячи лет назад. International Data Corporation (IDC) - компания, занимающаяся аналитикой - утверждает, что сегодня по всему миру в обороте находится 76 тысяч Тбайт информации, а через три года эта цифра достигнет 3 млн. Тбайт.
Также примером стремительного роста информационного потока может послужить время возникновения новой идеи и ее реализации в разных периодах:
• идея фотографии 1727 г. - реализация 1839 г. (112 лет).
• идея радио 1867 г. - реализация 1902 г. (35 лет).
• идея ТВ 1922 г. - реализация 1936 г. (14 лет).
• идея атомной бомбы 1938 г. - реализация 1942 г. (6 лет).
Как видим, возникновение идеи и донесения ее до общества зависит от информационной деятельности человечества.
Разрыв между количеством информации и способностью современного человека ее усвоить (между тем, что мы знаем и понимаем), постоянно растет. Это обусловило появление такого психологического явления, как информационная тревога. Человечество оказалось в парадоксальной ситуации: мы тонем в потоках данных, но исполнены жажды все новых и новых знаний.
Согласно современным представлениям о работе головного мозга, два его полушария отвечают за различные виды умственной деятельности: левое - за словесно-логическое, правое - за пространственно-образное. Основным, то есть биологическим, для человека есть мышление образами. Акцент на развитие логически-рациональной сферы мозга, по мнению ученых, в скором будущем будет иметь для человечества трагические последствия. Некоторые исследователи считают, что нагрузки на мозг уже сегодня превышают естественную физиологическую норму. Поэтому нужно искать способы разгрузки левого полушария и часть жизни проводить в режиме доминирования правого полушария, то есть более творческого.
Известный американский социолог и футуролог Э. Тоффлер пришел к выводу, что человечество находится на грани массового адаптационного срыва. Огромные потоки информации, которые вынужден «пропускать через себя» современный человек, с небывалой силой обрушились на его органы чувств. Это вызвало возникновение серьезного недуга, который Тоффлер назвал «шоком будущего» (future shock). Шок будущего - это страх перемен, новая социальная болезнь. Ее причиной является все больший разрыв между скоростью изменений в окружающем мире и ограниченной скоростью человеческой реакции.
Кроме повседневной (сенсорной) и рабочей нагрузки, мы также страдаем от компьютерной, что также является частью информационного бытия. Молодежь проводит за компьютерами все больше времени, используя их не только как средство для проведения досуга и развлечений, но и в качестве важного средства деловой и учебной информации. Существует опасение, что компьютеризация деятельности человека, не обладающего фундаментальной культурой мышления, способна превратить его в придаток машины, лишить его способности к творчеству.
В действительности не так легко структурировать информацию, особенно качественно новую и в большом количестве. Интенсивный прием и переработка информации - это действительно стресс не только для мозга, но и для всего организма.
В целях профилактики информационного стресса предлагаем придерживаться основных правил информационной культуры:
1. Поддерживать желание работать на должном уровне: не перенапрягаться и стимулировать себя, заинтересовывать, но не заставлять.
2. Сложные задачи выполнять на эмоциональном подъеме - чтобы обучение не ассоциировалось с неуспехом и трудностями.
3. Не напрягаться - психологическое или эмоциональное напряжение мешают в работе, поэтому лучше отдохнуть и успокоиться, чем сразу приступать к заданиям.
4. «Быть здесь и сейчас», иначе вам понадобится гораздо больше времени и усилий для поддержания распределения и концентрации внимания.
Помните об основных правилах и приемах тайм-менеджмента:
- Увеличить силу мотивации с помощью позитивного мышления и визуализации.
- Решить, для чего нужно то или иное задание, определить цель - что полезного даст это в будущем.
- Разделить сложные задачи на части.
- Планировать.
- Иногда, если проблема сложная, стоит временно «забыть» ее, отвлечься на некоторое время.
- Важно поддерживать баланс между обдумыванием и действиями.
- Не истощайте себя. Оставьте время для отдыха и незапланированных дел.
Развивайте в себе определенные черты характера:
- Остроумие, которое позволяет быстро разобраться в теме.
- Умение уловить суть, а не заниматься копанием в деталях.
- Решительность и смелость, позволяющие быстро перейти к действиям.
- Энергичность и настойчивость позволяют непоколебимо идти к цели.
- Умение быстро осваивать эффективные навыки.
- Образное и абстрактное мышление для планирования целей и путей их достижения.
- Память - для удержания в голове большого количества дел, справочной информации и шаблонов решения стандартных задач.
- Скорость всех мыслительных процессов, чтобы делать все быстро и четко.
- Умение общаться с людьми и добиваться от них необходимого.
- Интуиция - для умения определять главное от второстепенного, перспективное от бесперспективного.
Юлия КОРОЦИНСКАЯ
Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.