Открой новые возможности!

В плену информационного шторма

 

 

В 21 веке информационное воздействие на личность приобретает глобальные масштабы. Понятие «информационный невроз», введенное в 1983 году сейчас на слуху у многих. Переизбыток информации, недостаток времени для ее восприятия и обработки преследует не только офисных работников, но и современных школьников и студентов. Поэтому возникает вопрос о развитии информационной культуры общества


Главными факторами, вызывающими информационные стрессы, являются:

• большая интеллектуальная нагрузка;

• чрезмерное количество информации;

• ненормированный рабочий и учебный день;

• эмоциональные перенапряжения и нервное истощение;

• большое количество материала, который нужно в сжатые сроки;

• нехватка времени на общение с друзьями и на отдых;

• изменения распорядка дня, плохо влияющие на режим питания;

• много самостоятельной работы;

• слабая приспособленность организма к большим психическим нагрузкам;

• несбалансированное сочетание работы и отдыха.

 

Также читайте о том, какой необычный новый магазин модной одежды vpmshop.ru открылся на таганке - теперь там можно dsquared2 купить

 

По подсчетам исследователей, с начала нашей эры для удвоения знаний человечеству понадобилось 1500 лет. Второе удвоение произошло всего за 250 лет (до 1750 г.), третье - за 150 (до 1900 г.), четвертое - за 50 лет. Если объемы информации будут расти в такой же прогрессии до 2043 года, то количество знаний должна увеличиться в миллион раз. Это означает, что у человечества будет в 128 млн. раз больше информации, чем 2 тысячи лет назад.  International Data Corporation (IDC) - компания, занимающаяся аналитикой - утверждает, что сегодня по всему миру в обороте находится 76 тысяч Тбайт информации, а через три года эта цифра достигнет 3 млн. Тбайт. 

 

Также примером стремительного роста информационного потока может послужить время возникновения новой идеи и ее реализации в разных периодах: 
• идея фотографии 1727 г. - реализация 1839 г. (112 лет). 
• идея радио 1867 г. - реализация 1902 г. (35 лет). 
• идея ТВ 1922 г. - реализация 1936 г. (14 лет).
• идея атомной бомбы 1938 г. - реализация 1942 г. (6 лет).

Как видим, возникновение идеи и донесения ее до общества зависит от информационной деятельности человечества.

 

Разрыв между количеством информации и способностью современного человека ее усвоить (между тем, что мы знаем и понимаем), постоянно растет. Это обусловило появление такого психологического явления, как информационная тревога. Человечество оказалось в парадоксальной ситуации: мы тонем в потоках данных, но исполнены жажды все новых и новых знаний.

 

Согласно современным представлениям о работе головного мозга, два его полушария отвечают за различные виды умственной деятельности: левое - за словесно-логическое, правое - за пространственно-образное. Основным, то есть биологическим, для человека есть мышление образами. Акцент на развитие логически-рациональной сферы мозга, по мнению ученых, в скором будущем будет иметь для человечества трагические последствия. Некоторые исследователи считают, что нагрузки на мозг уже сегодня превышают естественную физиологическую норму. Поэтому нужно искать способы разгрузки левого полушария и часть жизни проводить в режиме доминирования правого полушария, то есть более творческого.

 

Известный американский социолог и футуролог Э. Тоффлер пришел к выводу, что человечество находится на грани массового адаптационного срыва. Огромные потоки информации, которые вынужден «пропускать через себя» современный человек, с небывалой силой обрушились на его органы чувств. Это вызвало возникновение серьезного недуга, который Тоффлер назвал «шоком будущего» (future shock). Шок будущего - это страх перемен, новая социальная болезнь. Ее причиной является все больший разрыв между скоростью изменений в окружающем мире и ограниченной скоростью человеческой реакции. 

 

Кроме повседневной (сенсорной) и рабочей нагрузки, мы также страдаем от компьютерной, что также является частью информационного бытия. Молодежь проводит за компьютерами все больше времени, используя их не только как средство для проведения досуга и развлечений, но и в качестве важного средства деловой и учебной информации. Существует опасение, что компьютеризация деятельности человека, не обладающего фундаментальной культурой мышления, способна превратить его в придаток машины, лишить его способности к творчеству. 
В действительности не так легко структурировать информацию, особенно качественно новую и в большом количестве. Интенсивный прием и переработка информации - это действительно стресс не только для мозга, но и для всего организма. 

В целях профилактики информационного стресса предлагаем придерживаться основных правил информационной культуры: 
1. Поддерживать желание работать на должном уровне: не перенапрягаться и стимулировать себя, заинтересовывать, но не заставлять. 
2. Сложные задачи выполнять на эмоциональном подъеме - чтобы обучение не ассоциировалось с неуспехом и трудностями.
3. Не напрягаться - психологическое или эмоциональное напряжение мешают в работе, поэтому лучше отдохнуть и успокоиться, чем сразу приступать к заданиям.
4. «Быть здесь и сейчас», иначе вам понадобится гораздо больше времени и усилий для поддержания распределения и концентрации внимания.

 

Помните об основных правилах и приемах тайм-менеджмента:

- Увеличить силу мотивации с помощью позитивного мышления и визуализации.

- Решить, для чего нужно то или иное задание, определить цель - что полезного даст это в будущем.

- Разделить сложные задачи на части.

- Планировать.

- Иногда, если проблема сложная, стоит временно «забыть» ее, отвлечься на некоторое время.

- Важно поддерживать баланс между обдумыванием и действиями.

- Не истощайте себя. Оставьте время для отдыха и незапланированных дел.

 

Развивайте в себе определенные черты характера:

- Остроумие, которое позволяет быстро разобраться в теме.
- Умение уловить суть, а не заниматься копанием в деталях.
- Решительность и смелость, позволяющие быстро перейти к действиям.
- Энергичность и настойчивость позволяют непоколебимо идти к цели.
- Умение быстро осваивать эффективные навыки.

- Образное и абстрактное мышление для планирования целей и путей их достижения.

- Память - для удержания в голове большого количества дел, справочной информации и шаблонов решения стандартных задач.
- Скорость всех мыслительных процессов, чтобы делать все быстро и четко.
- Умение общаться с людьми и добиваться от них необходимого.
- Интуиция - для умения определять главное от второстепенного, перспективное от бесперспективного.

 

Юлия КОРОЦИНСКАЯ

Похожие новости
Комментарии

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.