Владислав Шовковский: «Украинский кибер-футбол имеет огромный потенциал»
В 2020 году в Украине официально появился еще один подвид футбола – электронный футбол. В целом во всем мире кибер-спорт набирает очень серьезные обороты, привлекая аудиторию со всего мира. Теперь наша страна – полноценный участник этого сообщества. О перспективах развития, преимуществах данного вида спорта и максимальной доступности для людей даже с ограниченными возможностями говорили с Президентом Украинской ассоциации электронного футбола Владиславом Шовковским, сыном легендарного голкипера сборной Украины и киевского «Динамо».
- Влад, чем наполнено у тебя начало 2021 года?
- Сейчас у нас начинается самый сложный календарный период. Весной идет активная подготовка к двум крупным международным турнирам – по симуляторам FIFA и Pro Evolution Soccer. Чемпионат мира среди сборных команд и чемпионат Европы так же среди национальных команд. В феврале у нас прошла жеребьевка, и с 15 марта у нас будет первый квалификационный день. Большое внимание уделяем подготовке нашей команды. Параллельно готовим наши внутренние турниры по Pro Evolution Soccer (состоятся в апреле), и на конец апреля у нас планируется отбор в сборную Украины на следующий чемпионат мира по FIFA. Поэтому весна у нас каждый год – это всегда проверка на прочность. Плюс к нашим традиционным задачам добавились задачи по юридической теме, связанные с организацией трансляций.
- В прошлом году ассоциацию электронного футбола приняли в члены Украинской ассоциации футбола (далее – УАФ). Что изменилось с тех пор? Какие новые возможности появились?
- Да, очень приятный и важный момент. Все это, конечно, не спонтанно случилось. В конце 2019-го мы провели на хорошем уровне первый чемпионат Украины при поддержке Украинской Премьер-лиги. В 2020-м году мы провели несколько международных товарищеских игр. В частности, наша сборная Украины, которую представляли известные футболисты Александр Зинченко и Евгений Коноплянка, спарринговалась с коллегами из Польши. Потом наша сборная Украины успешно подготовилась к отбору на чемпионат Европы. Все эти слагаемые слились воедино, и УАФ приняла решение поддержать нас официально, как в свое время сделали с пляжным футболом. Так мы были реорганизованы в Украинскую ассоциацию электронного футбола. Первое – и самое главное – мы теперь имеем право проводить соревнования под эгидой национальной ассоциации, отбирать команды в национальную сборную, а так же принимать участие в официальных международных турнирах. Так же мы можем напрямую общаться с издателями, и к нам уже другое отношение. Кроме того, мы имеем право представлять электронный футбол Украины в госорганах.
- Как прошел отбор на еврочемпионат по кибер-футболу? Какой регламент у таких турниров?
- Да, у нас закончился в декабре. По результатам отбора 2 игрока попали в сборную. Они и представят нашу страну на чемпионате Европы. Что касается регламента… Весь чемпионат Европы состоит из трех этапов: национальный отбор, отбор среди всех стран на Евро и сам чемпионат Европы. Последние два этапа схожи с классическим футболом. Квалификация – это 5 групп по 5 команд и 5 групп по 6 команд, которые играют между собой по круговой системе. Единственное отличие – у нас одна игра состоит из двух матчей. То есть, если в первом матче команда проигрывает 0:1, а во втором – выигрывает 2:0, то суммируются голы и команда, забившая больше голов, получает 3 очка. При равном количестве забитых голов – каждой команде начисляется 1 очко. В квалификации все первые места в группах сразу попадают на Евро, вторые места переходят во 2-й квалификационный этап, где между собой определяют сильнейшего. Что касается национального отбора игроков в сборную, то он так же проводится с учетом регламента УЕФА – это не чемпионат, а турнир с плей-офф. Когда мы проводим отбор, мы отбираем в команду от 2 до 4 игроков. В прошлом году у нас было 4, в этом году мы сделали 2 игрока в одной команде. Все это происходит онлайн. Трансляции проходят на официальном youtube-канале УАФ.
- Расскажи, как и когда у тебя появилась идея создать такую организацию? Я понимаю, откуда у тебя любовь к футболу, но почему именно кибер-футбол? Не было ли в юности выбора между реальным и виртуальным спортом?
- Да, такой выбор действительно был, но череда травм серьезно усложнила мою карьеру. Начиная с 3 лет, у меня был компьютер, и я всегда любил компьютерные игры. Во время учебы в университете я серьезно заинтересовался главными кибер-дисциплинами – DotA, Counter Strike. Параллельно я попал на работу в УАФ, в службу стратегического развития футбола. И когда началась подготовку к Евро-2020, нас объединили в проектную группу, и уже там я объединил два своих интереса – компьютерные игры и футбол. За счет понимания как работает кибер-спорт и понимания как организован реальный футбол получилось создать сначала общественную организацию, а затем уже перейти на профессиональные рельсы. Можно ли сказать, что это случилось спонтанно? От части – да. Я не думал, что в 25 лет буду возглавлять общественную организацию и организовывать турниры международного уровня. Конечно, я хотел, я мечтал об этом. Кстати, очень большой импульс дал 2020-й год, когда реальный спорт столкнулся с серьезными проблемами и ограничениями. Зато это был очень классный год для виртуального спорта.
- Кто еще поддержал эту идею? Как формировалась команда? И сколько сейчас человек в ней?
- Когда летом встал вопрос к первому отбору на чемпионат Европы, была привлечена команда, которая имела опыт организации турниров по электронному футболу. И к ним был добавлен я. Всего четыре человека – со мной Олег Шустенко, Арсений Салай и Дмитрий Тараненко. Под четким руководством УАФ. Потом, когда сформировалась общественная организация, к нам добавились представили УАФ Маркетинга, а так же человек не из структуры, Денис Давыдов. И путем голосования меня выбрали главной этой организации.
- Планируете ли вы в дальнейшем привлекать звезд реального футбола для популяризации кибер-футбола? Как в примере с Коноплянкой, Зинченко.
- Мы планируем это делать, но сейчас в виду очень плотного и сложного графика футболистов им очень сложно найти «окно» для наших событий. Когда мы запускали крайний турнир, нас приехал поддержать Витя Коваленко. Но это решилось в последний момент.
- Какие ты видишь преимущества и особенности кибер-футбола? Реальный футбол – это трансляции, это стадионы, это эмоции, атмосфера (когда есть зрители). Что может противопоставить кибер-футбол, чтобы собрать большую аудиторию?
- Во-первых, мы не хотим ничего противопоставлять, мы хотим развиваться параллельно. Конечно, у кибер-футбола есть преимущества. Первое – у нас нет разделения по гендеру. В одной команде могут быть и мужчины, и женщины. Второе – у нас нет отдельных турниров для людей с ограниченными возможностями. Они участвуют в турнирах на равных со всеми. Из других технических особенностей – это онлайн, что гораздо менее затратно в организации, и практически нет ограничений в охвате зрительской аудитории. Мы можем проводим матчи в любое время года, при любых условиях. Сейчас, кстати, техническая сторона трансляций очень качественно отличается от того, что было год назад. Например, сейчас во время матча показывается на экране лицо игрока. Так подтверждается его личность и добавляет больше эмоций в саму игру.
- Что нужно сделать человеку, который чувствует в себе силы попробовать себя в официальном кибер-футболе? Куда ему идти.
- Благо, мы пришли к тому, что регистрация на наши внутренние турниры открыта для всех. Для этого достаточно иметь PlayStation и последнюю версию игры. Регистрироваться в доступных турнирах можно при достижении 16 лет. Причем есть аматорские лиги, есть профессиональные лиги. Для начинающих я рекомендую начинать с аматорских турниров, где вы можете взять, условно, клуб «Барселона» и играть за нее. В профессиональных турнирах вам уже нужно формировать свою команду, подбирать игроков в нее и добиваться результатов. Победитель про-лиги автоматически попадает в сборную Украины. Все турниры имеют призовые фонды. Для самих игроков участие бесплатно.
- На каком уровне сейчас Украина в Европе?
- В моей команде, в ассоциации есть действующий призер чемпионата Европы, Олег Шустенко. Правда, это было очень давно, лет 10 назад. Сейчас у нас хороший рейтинг имеет Сергей Марченко по симулятору Pro Evolution Soccer. По FIFA конкуренция намного выше, поэтому у нас очень большие амбиции здесь развиваться.
- Какие цели на 2021 год? Сколько хотите охватить участников, провести турниров?
- Мы хотим выйти на Евро. В прошлом году нам не хватило одного балла, чтобы перейти на последний квалификационный этап. Вторая большая цель – добиться признания электронного футбола как подвида футбола, чтобы игроки получали здесь звания аналогичные «Мастерам спорта» в реальном футболе. И третье направление – это создание региональных представительств, с чем мы уже успешно справились, а в последствии – региональных ассоциаций. В каждой области будут проводиться региональные турниры.
- Планы очень серьезные. Желаю удачи в их реализации! Очень интересно наблюдать, как развивается кибер-футбол в Украине.
- Спасибо большое.
Беседу вел Виктор Демьяненко
P.S. Больше информации о национальной сборной Украины по кибер-футболу здесь: https://uaf.ua/esports
Похожие новости
Комментарии
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.