Ребенок – не твоя собственность
Как и для чего ребенку дается свобода? С какого возраста малыш сам может делать самостоятельный выбор? Зачем это нужно?
В определенном возрасте (как правило, с того момента, когда ребенок идет в школу) многие родители все чаще и чаще начинают произносить фразы: «Ты уже взрослый и самостоятельный, как ты мог забыть книгу в школе?», «Ты уже такой большой, когда ты научишься следить за своим внешним видом?», «Ты уже вырос, неужели ты не знаешь, что туфли не носят со спортивным костюмом?» и т.д. При этом родители испытывают огромнейшее непонимание, как ребенок может совершать те или иные поступки (или напротив не совершать их).
Также женщинам интересно будет прочитать: где продается одежда для беременных, как ее правильно выбрать и в каком магазине для беременных выгодно заказать.
Это парадоксально, но взрослые будто верят в чудо, которое должно свершиться в какой-то долгожданный момент. То ли с походом в школу, то ли с достижением определенного возраста - у каждого свои критерии отсчета. Их очень раздражает, когда это не происходит. Почему не все дети могут быть такими самостоятельными и ответственными? Почему кто-то складывает свой портфель уже в первом классе и при этом ничего не забывает, а кому-то мама до старшей школы собирает вещи в рюкзак по утрам?
Родители, сами того не подозревая, душат в своем чаде самостоятельность. Каждый из нас, безусловно, хочет, чтобы именно его малыш был самым чистеньким, самым красивым, самым смышленым и ловким. Для этого мы готовы вытирать им носики по сорок раз за прогулку и одергивать юбочки каждые три минуты. Для этого мы можем пойти даже на то, чтобы делать за детей домашние задания и принимать «правильные» решения в каких-либо жизненных ситуациях.
Мы слишком часто делаем за детей то, что они в принципе могут делать и сами. Отсюда, как следствие: чем больше мы делаем за ребенка – тем меньше он умеет делать сам. Так, например, мы сами решаем с кем дружить, а с кем не стоит дружить нашему ребенку. Мы принимаем за него решения в том, что кушать, что одевать, с кем общаться, чем заниматься. Он это все машинально выполняет даже не задумываясь о том, зачем это нужно и нужно ли вообще. Такой ребенок не готов к взрослой и самостоятельной жизни. Он не сможет принять адекватное решение, попав в ту или иную незнакомую ситуацию. Он не привык размышлять, а привык лишь действовать по четко предначертанной инструкции.
Здесь многие родители могут возмутиться и сказать, что они не могут позволить, чтоб их малыш рос как сорняк. Они не готовы дать ему такую свободу, не готовы мириться с безвкусной одеждой, заевшимся лицом и невыученными уроками. И они, безусловно, правы. Здесь очень важна та тонкая грань крайностей и золотой середины. Хорошо, конечно, учиться на чужом опыте, а не на собственном, делать выводы из чужих поступков и не допускать подобных ошибок. Но это не возможно. Человек не может точно знать, что такое «горячо», пока не обожжется. Обжечься ребенку придется в любом случае, и не один раз. От родителей зависит только то, насколько сильным будет этот «ожог». То ли вы позволите прыгнуть ему с головой в горящий костер, то ли легонечко дотронуться до огонька спички…
Вспомните себя. Когда мама не разрешала кушать много сладкого, уходить с площадки с посторонними людьми, дружить с хулиганами и прочее. У всех были разные запреты, но они точно были. Только сейчас вы понимаете, что родители делали это для вашего же блага, ради вашей же безопасности. Их запреты основывались на их же опыте, а не на вашем. Именно поэтому, они так сильно вас раздражали, вызывали непонимание и может даже у кого-то злость…
Самостоятельность и ответственность - это те качества, которые можно воспитать в каждом человеке. Это дано не «от природы», а от того, как мы росли, в каких условиях. Именно поэтому, если вы хотите вырастить адекватного, самостоятельного, ответственного, отвечающего за свои поступки человека – начните с методов воспитания!
Итак, стоит всегда помнить, что самостоятельность - верная сестра свободы. Ограниченный в свободе человек не может быть ответственным. Подарите своему ребенку свободу. Позвольте ему делать свои ошибки, получать свои ожоги и шрамы. Позвольте ему, в конце концов, быть самим собой, проявить свои личностные качества.
Начать можно с малого. Позвольте самостоятельно выбирать какую одежду одеть на прогулку. Выбор лучше предоставлять сначала маленький. Из двух вещей, например. Если малыш хочет одеть что-то третье, но оно, например, не по погоде – объясните, почему эту вещь надеть нельзя. Если то, что хочет одеть ребенок не было в предложенных вариантах и нет веских причин для того, чтобы это не надеть – позвольте ему пойти в этом. При этом важно не задавать ребенку вопросов о том, почему он выбрал именно зеленые штаны, а не синие. Так вы поставите его в ситуацию, когда он будет вынужден оправдываться за свое мнение. Если уже попросили его поделиться своим мнением – принимайте его безоговорочно.
Наберитесь терпения! Если вы видите, что катастрофа неизбежна и малыш «идет» ошибочным путем (например забыл положить пенал в рюкзак) – не вмешивайтесь. Позвольте ему немного оступиться. У него наверняка из-за этого в школе будет масса неудобств, для избегания которых он впредь будет обязательно проверять его наличие.
И главное всегда помните: ребенок – это не ваша собственность, это не ваше продолжение! Это отдельная личность, с непохожим на вас характером. Позвольте ему адекватно развиваться и совершенствоваться! Удачи!
Инга СУРКОВА, психолог Семейного центра «Каллиопа»
Схожі новини
Коментарі
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии в данной новости.